Структура и воспитательные возможности современной семьи

Структура и воспитательные возможности современной семьи

 (по материалам И. Клемантович)

Современное состояние семьи в России можно охарактеризовать как кризисное. Упала рождаемость, происходит девальвация смысла семейной жизни, ее ориентации на воспитание детей. Родители, не владея в достаточной степени знанием возрастных и индивидуальных особенностей ребенка, его развития, зачастую осуществляют воспита­ние вслепую, интуитивно. Современная семья сталкивается с весьма сложными пробле­мами. Это обусловлено увеличением количества малообеспеченных семей, их миграцией, в том числе и за пределы государства; ухудше­нием здоровья населения, изменением традиционных ролей в семье (особенно женщин), ростом количества неполных семей. К сожале­нию, сегодня все чаще в семье мы сталкиваемся с насилием. По своей структуре, количеству членов и их возрастному соста­ву современная семья неоднородна. Есть семьи из трех поколений -родителей, детей, внуков; семьи из двух поколений - родителей и де­тей; однодетные семьи; многодетные семьи, имеющие трех и более детей; неполные семьи, в которых нет одного из родителей; семьи с детьми со стороны мужа и жены (при повторных браках), семьи с со­вместным проживанием близких и дальних родственников. Существует деление семей по степени их воспитательного воз­действия на детей. Так благоприятны для формирования личности се­мьи, где есть оба родителя и не менее двух детей. Менее благоприятные условия для развития ребенка и его воспитания представляют семьи с дезорганизованной структурой, чаще всего это семьи с одним ребен­ком. Благоприятно-неустойчивыми считаются семьи с 1 - 2 детьми, не­высокими уровнями материального достатка и общей культуры родите­лей. Для формирования личности ребенка также неблагоприятными считаются семьи, где духовные потребности второстепенны и им пред­почитаются другие: накопительство, стяжательство. Для такой семьи потребительство становится жизненным идеалом. А отсюда низкий уровень образования и культуры, неумение разумно организовать жиз­недеятельность семьи, нежелание совместно проводить досуг из-за от­сутствия культурных запросов со стороны взрослых. Неблагополучные семьи имеют в специальной литературе до­полнительные характеристики. Вот некоторые из них. Внешне «спокойная семья». События в такой семье протекают как будто гладко, но при близком знакомстве видно отчуждение суп­ругов, их чувство неудовлетворенности друг другом. За «благополуч­ным» фасадом скрываются длительные и с трудом подавляемые нега­тивные чувства. Нередко наступают длительные приступы плохого настроения, тоски, депрессии. Супруги мало разговаривают друг с другом. В таких семьях якобы неожиданно для окружающих вырас­тают «трудные» дети. Вулканическая семья. Здесь отношения между супругами из­менчивы и открыты. Они постоянно выясняют отношения, часто рас­ходятся и сходятся, скандалят, а вскоре вновь признаются друг другу в любви до гроба. Эмоциональность преобладает над чувством ответ­ственности. В таких семьях ребенок становится беспомощным, испы­тывает значительные эмоциональные перегрузки, находясь между крайними полюсами взаимоотношений родителей. Семья-санаторий - характерный пример семейной дисгармо­нии, когда один из членов семьи или ребенок заставляют близких все больше и больше окружать себя вниманием. Семья только внешне ка­жется солидарной. Если семья превращается в «санаторий» для отца и матери, то дети годами живут в ситуации физической и нервной пере­грузки, становятся излишне тревожными и эмоционально зависимы­ми. Если «санаторным» отношением окружены дети, то взаимоотно­шения отличаются мелочной опекой, жестким контролем и защитой от реальных и мнимых опасностей. Семья-театр. В ней создается специфический театрализован­ный образ жизни. Сохраняется видимость благополучия и близости. В общении с детьми запреты и поощрения декларируются. Трудности воспитания прикрываются мнимыми достоинствами и достижениями. Детям часто дается «модное» воспитание. Все это приводит к ослаб­лению самоконтроля и потере внутренней дисциплины, снижает уро­вень жизненной защищенности ребенка. Семья- «третий лишний». В этом случае родительство вос­принимается как помеха супружескому счастью. Воспитанием детей родители занимаются от случая к случаю. У них появляется неуверен­ность в себе, развивается комплекс неполноценности. «Семья с кумиром». Ребенок - единственное, что скрепляет супружеские отношения. Забота о нем является единственной силой, способной удержать супругов от разрыва отношений. Родители ста­раются сделать все для своего чада, перенося на него нереализованные чувства. Желание уберечь ребенка от жизненных трудностей приво­дит к ограничению его самостоятельности и эгоизму. «Семья-маскарад» отличается несогласованностью целей и планов супругов, требований и оценок. Мелькание постоянно сменяе­мых жизненных «масок» повышает у ребенка чувство тревожности, порождает внутренний конфликт и нервное перевозбуждение. Он ста­рается подделаться под каждого из родителей и еще больше теряет жизненные ориентиры. Как во всем мире, так и у нас растет число разводов. Их про­цент в России составляет от 30% до 50 % от числа заключенных бра­ков. В большинстве случаев инициатором развода является женщина, что говорит о возросшем общественном статусе женщины. Из-за раз­водов около 700 тысяч детей ежегодно лишаются одного из родите­лей. А ведь согласно последним данным, доля подростков-правонарушителей из неполных семей составляет от 32 до 47%. Из них 30 - 40 % подростков успели пристраститься к алкоголю или нар­котикам, 53% занимаются проституцией. Кроме того, в неполных семьях наблюдаются проблемы с психически-половой идентификаци­ей ребенка, упущения в воспитании детей.